Хошеутовский хурул
История строительства хурула
После окончания войны с Наполеоновской Францией, один из её участников – князь Серебджаб Тюмень организовал строительство Хошеутовского хурула в честь победы над французами. Однако идея постройки хурула на самом деле была за младшим братом Серебджаба – князем Батур Убаши Тюменем. Будучи специалистом в военном ремесле, Батур Убаши не имел в запасе столько средств, чтобы организовать начало строительных работ. Именно в 1812 году по приезду домой Батур Убаши рассказал своему брату Середжабу о своей идее, и тот с удовольствием решил поспособствовать.
За основу строения была взята схема Казанского собора, но нельзя сказать, что это было простое заимствование. Батур Убаши внес значительные коррективы во внешний дизайн будущей постройки, добавив восточные оттенки. Строительство храма началось в 1814 году вблизи села Тюменевка, которое сегодня именуется Речное. Изначально храм рассчитывали построить исключительно за средства Серебджаба Тюменя, однако неравнодушные местные жители на добровольной основе внесли довольно объемные пожертвования, ускорив строительство. Само строительство было завершено предположительно в конце 1818 года.
Калмыцкий хурул без проблем пережил несколько ключевых исторических моментов в истории России, включающий войны и революции, однако период Советской власти стал переломным. Начиная с 30-х годов прошлого века, в связи с антирелигиозными гонениями со стороны правительства, весь комплекс построек хурула был заимствован под «народные» нужды. Хурул побывал в роли детского сада, потом школы, а ближе к закату советской эпохи и зернохранилищем. Однако с 60-х годов по причине появления очередных строительных задач местной власти, часть хурула была разобрана на кирпичи. После этого осталась лишь основная постройка – молельня.
Ближе к распаду Советского Союза начались обсуждения по поводу реставрации Хошеутовского хурула. В Калмыцкой АССР, в Элисте после собрания организационного комитета, состоявшегося 23 октября 1990 года в Астраханском музее был утвержден основной объем работ; была определена необходимая смета на реставрацию и подчеркнута значимость данного архитектурного памятника.
Внешнее описание хурула
Постройка вобрал в себя культуры русского и калмыцкого народов, объединив черты, как восточной буддийской архитектуры, так и западноевропейской. Восточные особенности были внесены благодаря буддийскому монаху Гавану Джимбе, который к строительству хурула вернулся из паломничества по восточным странам.
К моменту своего окончательного достраивания весь хурул был соединенным между собой комплексом построек поменьше, который включал в себя основное монастырское здание – молельню с центральной трехярусной пагодой, две галереи и две малые башни, а также несколько хозяйственных построек и брусчатую оградку на кирпичных столбах.
Почти на каждом кирпиче был выбит выпуклый рисунок, изображавший лук со стрелой. Данное изображение получило название «тамга», что в переводе означает родовой знак.
Буддийские символы в виде субурганов и ганчжиров, вогнутые крыши и общая монументальность строения в дополнении с классической строгостью четко отображают результат синтеза двух разных культур, удачно их совмещая. Желтый цвет стен, зеленые крыши идеально отображают колорит степей, которые окружают комплекс вокруг.
Хошеутовский хурул сегодня
После начала реставрации в 90-х, судьба здания была взята в руки реставраторов и понемногу налаживалась. В декабре 1995 года хурул официально вошел в категорию памятников федерального значения. Однако в связи с тяжелыми событиями на протяжении последних годов двадцатого века был значительно снижен темп реставрации. Только в августе 2004 года данный вопрос вызвал общественный резонанс , после чего в Элисте был созван попечительский совет по восстановлению Хошеутовского хурула. Но на том опять все и приостановилось на неопределенный срок, и только с началом 2009 года начались первые работы. В первую очередь была восстановлена и покрашена вершина основного здания. Ближе к 2011 году вся пагода была отреставрирована и приобрела красочный эстетичный вид.
Постепенно, приближаясь к нашим дням, храм стал принимать свой изначальный, хоть и местами измененный, вид. Основное здание получило желтую окраску, были отштукатурены стены храма изнутри. Интересный факт заключается в том, что кирпичи с родовыми знаками остались почти нетронутыми временем. Однако некоторые моменты, связанные с реставрацией, вызывают большие нарекания сегодня. После начала работ в 2009 году были нарушены пропорции крыши, позднее были утрачены некоторые детали архитектурного декора. Но самое больше недовольство среди местных прихожан вызвали не достоверные воспроизведения исторических деталей буддийской символики.
Как добраться до Хошеутовского хурула
Село, в котором он располагается, находится на расстоянии примерно в 140 километрах по дороге и в 100 километрах напрямую от Астрахани. Из самой Астрахани существует несколько частных туристических компаний, которые осуществляют еженедельные рейсы к нему.
Чтобы доехать своим ходом на автомобиле, то придется потратить на дорогу 2-3 часа. Схема маршрута предполагает минование таких сел, как Тулугановка, Новоурусовка, Хошеутово и поселков Аксарайский, Лапас и т.д.
Заключение
В текущем 2018 году Хошеутовский хурул отмечает свой юбилей – 200 лет. Этот важный представитель истории калмыцкого народа, международно признанный архитектуры внес значительный вклад в историю родины калмыцкого народа. Он пережил множество войн, атеистическую советскую эпоху, разруху девяностых и нехватку бюджета на современные реставрации и по сей день привлекает множество туристов, особенно из Элисты и прочих крупных калмыцких городов.