Музей истории Волго-Донского канала
Координаты: N48.5187238 E44.5566556
Здание музея истории стоит напротив триумфальной арки шлюза №1 Волго-Донского канала на юге города Волгограда, у его входа — два якоря.
История открытия музея Волго-Донского канала
Римма Михайловна Эдельман стала основательницей музея, она находилась в управлении канала на протяжении всего своего трудового стажа, а это 30 лет в должности фотографа и художника-оформителя, она старательно собирала экспонаты и материалы для будущей коллекции музея. Римма Михайловна сама спускалась в колодцы, шахты и камеры шлюзов была непосредственным свидетелем открытия всех гидротехнических сооружений.
Январь 1997 года можно считать фактической датой открытия музея, когда решением И.И. Коблева были открыты 2 зала в честь 45-летия канала. Но все же 8 мая 2001 года считается официальной датой открытия. Еще 2 зала с обновленными и дополненными экспонатами было подготовлено для посетителей к этому дню.
Сегодня музей Волго-Донского канала состоит из четырех залов:
1. демонстрационный зал
2. исторический зал;
3. зал истории строительства канала;
4. эксплуатационный зал.
Экскурсия начинается с демонстрационного зала. Здесь гости музея получают возможность узнать историю строительства канала. Об исторических попытках соединить Волгу и Дон Вам покажут через двадцатиминутный фильм. Кстати, турецкие завоеватели в XVI веке были первыми «строителями», но их план, учитывая тот факт, что копать они собирались лопатами, быстро провалился.
Р.М. Эдельман – первому руководителю музея — посвящена одна из экспозиций. Здесь можно увидеть ее грамоты и награды, фотоаппараты, а также личные рабочие вещи.
Частные коллекции и сувениры из разных стран, подаренные музею истории Волго-Донского канала также представлены в демонстрационном зале.
Делегации из более 50 стран мира стали посетителями музея, все они сохранили свои впечатления в Книге почетных гостей.
Второй зал по ходу экскурсии — исторический, здесь нам поведают о самой идее соединить Волгу и Дон. Несомненно, строительство канала в древних торговых отношениях было важным звеном. Доказательством служит якорь, датируемый XIV веком, — один из ценных экспонатов музея истории Волго-Донского канала, а также проекты строительства канала, чертежи и другие документы.
Такой любопытный экспонат как диорама также находится в Музее Волго-Донского судоходного канала, на нем можно увидеть, как перемещались из Волги в Дон и обратно торговые корабли.
Схему соединения Волги и Дона разработал некий немец Брекель еще при Петре I, используя узкий перешеек между Иловлей и Камышинкой. После одобрения проект получил название «Новая и правдивая карта о перекопе, чтоб из Дону или Танаиса кораблями Иловлею рекою до Камышенки и Камышенкою рекою в Волгу или Астраханскую реку в Каспийское море входить». Брекеля заставили бежать первые неудачи строительства, но он успел прихватить с собой немалый гонорар. Англичанин Перри продолжил дело, но выделенные на его проект финансовые средства пошли на поддержку армии в Шведской войне.
На карте, выставленной в историческом зале музея, представлены эти два исторических проекта. Рядом расположена наиболее приближенная к современному виду канала рельефная карта проекта Леона Дрю (1866г.).
Постановление об «ассигнации казначейских средств» досталось музею в Советские времена.
В этом же зале представлена информация о судьбах людей во времена Сталинградского сражения на Волго-Донских землях. Фронтовые письма, медали, боевые награды, фотографии представлены в данной экспозиции.
При строительстве канала найдены останки животных, некоторым из них – 60 млн. лет, они представляют особый интерес.
Третий зал — зал истории строительства Волго-Донского канала — вызывает у гостей музея особый интерес. Зарисовки художников о строительстве канала, фотографии невиданных ранее экскаваторов, бульдозеров, машин, планы и проекты.
Вместе с военными и вольнонаемными строителями главной строительной силой канала были 236 тысяч заключенных и 100 тысяч военнопленных 26 национальностей. В зале можно увидеть кирпичи с надписями, фрагменты колючей проволоки, личные вещи строителей и рукописный календарь на 10 лет.
Нельзя было обойтись без НКВД и дисциплины при таком масштабе. Вещи тех времен, реконструкция кабинета начальника, и, конечно же, портрет Сталина также представлен в строительном зале волгоградского музея истории Волго-Донского канала.
27 июля 1952 состоялось торжественное открытие Волго-Донского канала. Музей хранит фрагмент красной ленты, которую разрезал З.А.Шашков -министр речного флота, многочисленные фотографии, заметки и публикации в газетах.
Сейчас в состав комплекса гидротехнических сооружений Волго-Донского судоходного канала входят: 17 дамб; 13 судоходных шлюзов; 3 насосных станции; 2 аварийно-ремонтных заграждения; 3 плотины и другие сооружения.
Четвертый зал носит название эксплуатационный. Посетителей музея зал встречает большим макетом канала и портретами руководителей. Отсюда можно проследить весь путь судоходов от Волги к Дону.
Здесь же представлены приборы и технические средства, используемые в разные годы сотрудниками канала. Это и испытательный аппарат, и коммутатор, и печатные машинки, и много другое.
Контакты и время работы
Музей расположен в Красноармейского районе Волгограда по адресу: улица Фадеева, 35 «А».
Добраться до музея можно на общественном транспорте. Из центра города едет автобус «Вокзал-Юбилейный», а также маршрутные такси № 15,15а, 60а, 80, 80а, 27, 27а, 50, 55а, 40. Выходить на остановке «Канал им. Ленина».
Музей принимает группы от 5 до 20 человек по вторникам, средам и пятницам с 10:00 до 16:30. С 12:00 до 13:00 перерыв на обед.