Музей истории Волго-Донского канала

Координаты: N48.5187238 E44.5566556

Здание музея истории стоит напротив триумфальной арки шлюза №1 Волго-Донского канала на юге города Волгограда, у его входа — два якоря.

0_ce4f7_1401b811_XL

История открытия музея Волго-Донского канала

Римма Михайловна Эдельман стала основательницей музея, она находилась  в управлении канала на протяжении всего своего трудового стажа, а это 30 лет в должности фотографа и художника-оформителя, она старательно собирала экспонаты и материалы для будущей коллекции музея. Римма Михайловна сама спускалась в колодцы, шахты и камеры шлюзов была непосредственным свидетелем открытия всех гидротехнических сооружений.

Январь 1997 года можно считать фактической датой открытия музея, когда решением И.И. Коблева были открыты 2 зала в честь 45-летия канала. Но все же 8 мая 2001 года считается официальной датой открытия. Еще 2 зала с обновленными и дополненными экспонатами было подготовлено для посетителей к этому дню.

Сегодня музей Волго-Донского канала состоит из четырех залов:

1.     демонстрационный зал

2.     исторический зал;

3.     зал истории строительства канала;

4.     эксплуатационный зал.

demostracionniy

Экскурсия начинается с демонстрационного зала. Здесь гости музея получают возможность узнать историю строительства канала. Об исторических попытках соединить Волгу и Дон Вам покажут через двадцатиминутный фильм. Кстати, турецкие завоеватели в XVI веке были первыми «строителями», но их план, учитывая тот факт, что копать они собирались лопатами, быстро провалился.

Р.М. Эдельман – первому руководителю музея — посвящена одна из экспозиций. Здесь можно увидеть ее грамоты и награды, фотоаппараты, а также личные рабочие вещи.

Частные коллекции и сувениры из разных стран, подаренные музею истории Волго-Донского канала также представлены в демонстрационном зале.

Делегации из более 50 стран мира стали посетителями музея, все они сохранили свои впечатления в Книге почетных гостей.

istoricheskii zal

Второй зал по ходу экскурсии —  исторический, здесь нам поведают о самой идее соединить Волгу и Дон. Несомненно, строительство канала в древних торговых отношениях было важным звеном. Доказательством служит якорь, датируемый XIV веком,  — один из ценных экспонатов музея истории Волго-Донского канала, а также проекты строительства канала, чертежи и другие документы.

Такой любопытный экспонат как диорама также находится в Музее Волго-Донского судоходного канала, на нем можно увидеть, как перемещались из Волги в Дон и обратно торговые корабли.

Схему соединения Волги и Дона разработал некий немец Брекель еще при Петре I, используя узкий перешеек между Иловлей и Камышинкой. После одобрения проект получил название «Новая и правдивая карта о перекопе, чтоб из Дону или Танаиса кораблями Иловлею рекою до Камышенки и Камышенкою рекою в Волгу или Астраханскую реку в Каспийское море входить». Брекеля заставили бежать первые неудачи строительства, но он успел прихватить с собой немалый гонорар. Англичанин Перри продолжил  дело, но выделенные на его проект финансовые средства пошли на поддержку армии в Шведской войне.

24e4172bc45e6e78753b45cde8a655db

На карте, выставленной в историческом зале музея, представлены эти два исторических проекта. Рядом расположена наиболее приближенная к современному виду канала рельефная карта проекта Леона Дрю (1866г.).

Постановление об «ассигнации казначейских средств» досталось музею в Советские времена.

В этом же зале представлена информация о судьбах людей во времена Сталинградского сражения на Волго-Донских землях. Фронтовые письма, медали, боевые награды, фотографии представлены в данной экспозиции.

При строительстве канала найдены останки животных, некоторым из них – 60 млн. лет, они представляют особый интерес.

zal stroitelstva

Третий зал — зал истории строительства Волго-Донского канала — вызывает у гостей музея особый интерес. Зарисовки художников о строительстве канала, фотографии невиданных ранее экскаваторов, бульдозеров, машин, планы и проекты.

Вместе с военными и вольнонаемными строителями главной строительной силой канала были 236 тысяч заключенных и 100 тысяч военнопленных 26 национальностей. В зале можно увидеть кирпичи с надписями, фрагменты колючей проволоки, личные вещи строителей и рукописный календарь на 10 лет.

Нельзя было обойтись без НКВД и дисциплины при таком масштабе. Вещи тех времен, реконструкция кабинета начальника, и, конечно же, портрет Сталина также представлен в строительном зале волгоградского музея истории Волго-Донского канала.

27 июля 1952 состоялось торжественное открытие Волго-Донского канала. Музей хранит фрагмент красной ленты, которую разрезал З.А.Шашков -министр речного флота, многочисленные фотографии, заметки и публикации в газетах.

Сейчас в состав комплекса гидротехнических сооружений Волго-Донского судоходного канала входят: 17 дамб; 13 судоходных шлюзов; 3 насосных станции; 2 аварийно-ремонтных заграждения; 3 плотины и другие сооружения.

IMG_3227m

Четвертый зал носит название эксплуатационный. Посетителей музея зал встречает большим макетом канала и портретами руководителей. Отсюда можно проследить весь путь судоходов от Волги к Дону.

Здесь же представлены приборы и технические средства, используемые в разные годы сотрудниками канала. Это и испытательный аппарат, и коммутатор, и печатные машинки, и много другое.

 dsc03616

Контакты и время работы

Музей расположен в Красноармейского районе Волгограда по адресу: улица  Фадеева, 35 «А».

Добраться до музея можно на общественном транспорте. Из центра города едет автобус «Вокзал-Юбилейный», а также маршрутные такси № 15,15а, 60а, 80, 80а, 27, 27а, 50, 55а, 40. Выходить на остановке «Канал им. Ленина».

Музей принимает группы от 5 до 20 человек по вторникам, средам и пятницам с 10:00 до 16:30. С 12:00 до 13:00 перерыв на обед.