Волго-Донской канал Волгоград

Координаты: N48.519903 E44.553117

Строительство канала, который должен был связать Волгу и Дон, началось в 1948 году. Самую тяжелую, ручную работу делали заключенные, которых, по некоторым оценкам, было задействовано до 200 тысяч. Стройка стала испытательным полигоном для новой отечественной техники. Ехали на стройку со всей страны вольнонаемные работники: искать после войны свое место в жизни, профессию. При строительных управлениях была создана широкая сеть учебных комбинатов. Один только красноармейский учебный комбинат подготовил за время строительства Волга-Дона более 10 тысяч специалистов. Вольнонаемные работали на механизмах — одном из первых в стране «шагающем экскаваторе», бульдозерах‚ скреперах. Целевая подготовка машинистов новых землеройных машин велась и на заводах-изготовителях в Челябинске, Новокраматорске, Свердловске. Всего для стройки было подготовлено около 44 тысяч квалифицированных рабочих разных специальностей; многие из них после окончания строительства Волго-Дона подключились к возведению Волжской ГЭС.

 
Арка первого шлюза Волго-Донского канала
 

Всего за четыре года была проделана огромная работа. Длина построенного канала составила 101 километр, в его составе 13 шлюзов, самая высокая точка водораздела находится на высоте 88 метров над уровнем Волги и 44 метра над уровнем Дона.

1 июня 1952 года в Волго-Донской канал вошли первые суда, а 27 июля состоялась его торжественное открытие. Экономическое значение канала чрезвычайно велико. Он связал с помощью водного – самого экономического транспорта огромный бассейн Волги и Каспийского моря с Доном, Азовским и Черным морями, а через них с мировым океаном.

В настоящее время через гидроузел проходят более 20 тысяч судов за один год. В ближайшие годы планируется расширять Волгодонский канал, построив еще одну нить. Строительство второй ветки, как ожидается, в два раза увеличит пропускную способность канала – до 30-35 миллионов грузопотоков. Правда, в настоящее время действующая нить Волгодона загружена только наполовину. Напротив триумфальной арки шлюза №1 открыт музей истории Волго-Донского канала.